Новости строительства

В кризис крупнейшие производители строительных материалов Беларуси планируют наращивать экспорт.

15.07.2011 г.

Белорусские производители строительных материалов в нынешних экономических условиях переживают схожие проблемы и одним из главных путей решения своих проблем видят активизацию поставок продукции на экспорт. Такой вывод сделали участники практического семинара «Управление предприятием строительной отрасли Республики Беларусь в условиях кризиса», который прошел в Минске 6 июля по инициативе оргкомитета Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года».

В семинаре приняли участие директора и ведущие специалисты 25 отечественных предприятий и компаний, занимающихся выпуском продукции строительного назначения, такие как ПРУП "Кричевцементношифер", Осиповичский завод ЖБК, СООО "БелЕвроТрубПласт", ОАО "Радошковичский керамический завод", Петриковский керамзитовый завод ОАО "Гомельский ДСК", СООО "Пассат-пласт", ООО «Изоком», ОАО "Борисовский завод пластмассовых изделий". С докладами об опыте работы в условиях кризиса выступили руководители СП "Завод стеклопакетов и архитектурного стекла", а также Научно-производственное предприятие «Алкид».

В ходе дискуссии, состоявшейся в рамках семинара, представители предприятий единодушно выделили главную проблему, которая сегодня тормозит их работу: острый дефицит на рынке свободно конвертируемой валюты и, как следствие, сложности с закупкой импортного сырья. В большинстве случае это привело к падению продаж на 30-50%. Были высказаны также нарекания по поводу различного рода искусственных ограничений в отношении организаций, имеющих частную форму собственности, и необоснованных преференций в отношении предприятий с государственной долей.

Некоторые предприятия сталкиваются с проблемой лимитирования отгрузки некоторых видов материалов отечественного производства (цемент, стекло и др.), другие из-за несовершенства законодательной базы не могут произвести индексацию заработной платы своим работникам. Замдиректора компании "Промекс", Александр Баек отметил: «То, что сегодня происходит в стране - это не кризис экономики, а кризис управления. Если раньше на дефицитный товар (в нашем случае – цемент) существовала квота, то сегодня нужно получить не просто квоту, а квоту на квоту. Абсурд!».

То же с валютой: даже заработав, предприятие не всегда имеет возможность потратить ее по своему усмотрению. Так, одно из акционерных обществ уже не первый месяц безуспешно пытается получить «добро» от вышестоящего ведомства на то, чтобы закупить за счет заработанной им валюты оборудование, которое необходимо ему для модернизации собственных мощностей.

Вместе с тем, участниками семинара были отмечены и благоприятные тенденции. Так, по-прежнему сохраняется повышенный спрос на целый ряд строительных товаров, особенно со стороны конечных потребителей. Ушли c рынка многие компании-импортеры, что привело к заметному росту спроса на аналогичную отечественную продукции. Так, например, Борисовскому Заводу пластмассовых изделий сегодня приходится работать в три смены, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос. Многие компании используют эту возможность, наращивая объёмы экспорта.

В качестве основных путей стабилизации положения на предприятиях участники семинара видят в наращивании экспорта и переориентации на платежеспособные группы потребителей. Некоторые компании находят нестандартные пути выхода из кризиса, например, использование бартерных поставок. Компания «Доминвестпро», производитель теплоизоляционных материалов, видит для себя выход в более активном продвижении своей продукции в сегменте частных застройщиков. Компания «Элкерм», производитель натяжных потолков, ища способ закрепиться на российском рынке, нашла для себя покупателей в Краснодарском крае. Борисовский завод пластмассовых изделий в работе с клиентами перешёл на 100% предоплату: это отпугнуло некоторых постоянных клиентов, зато страхует предприятие при заключении новых контрактов. Компания "БелЕвроТрубПласт" выбрало тактику индивидуального подхода к каждому клиенту, давая постоянным покупателям приобрести продукцию по старым ценам или с существенной скидкой.

В ходе семинара с докладом «Реорганизация производственного предприятия в условиях кризиса» выступил Управляющий партнер Консалтинговой компании «Ключевые решения» Андрей Гусаковский. Эксперт подчеркнул, что в кризис главенствующую роль должны играть маркетинг и продажи. А. Гусаковский, сравнивая сегодняшнюю ситуацию в Беларуси с ситуацией 1998 года в России и 2008 года на Украине, призвал учиться на опыте соседей. Главный лейтмотив выступления эксперта: кризис не только подвергает испытаниям реальный сектор экономики, но и дает уникальный шанс предпринимателям совершить прорыв, который бывает гораздо сложнее сделать в условиях «стабильности».

Опытом развития системы продаж на внешних рынках поделился Андрей Леонович, ведущий специалист по продажам в странах СНГ СП "Завод стеклопакетов и архитектурного стекла". «Наша компания занимается производством стеклопакетов, обработкой стекла и производством стеклоизделий. Сырьё для продукции мы закупаем в Европе. И несмотря на то, что цены сегодня существенно выросли, кризис не стал для нашей компании катастрофой в первую очередь из-за экспортоориентированности компании (поставки продукции идут в Россию, Украину и Казахстан). Сегодня рынок Москвы и Санкт-Петербурга достаточно агрессивен к приходящим сюда компаниям, это связанно в первую очередь с его перенасыщенностью. Но у нас есть свои технологии выхода на экспорт. Например, на московский рынок нам удалось выйти через компанию- посредника, которая из нашего прямого конкурента стала нашим партнёром. Первое время посредник забирал у нас существенную часть прибыли, но благодаря сотрудничеству с ним наша компания стала узнаваемой на рынке и теперь мы выходим на потребителя самостоятельно.

На рынок Санкт-Петербурга мы выходили иначе. Рынок там уже был занят, поэтому мы сразу сориентировались на узкую нишу элитных дорогих материалов. Нам помогло то, что в этом городе доминировала продукция российских производителей, качество которой существенно уступает европейскому.

Серьезно помогает в нынешних экономических условиях реорганизация отдела продаж, проведенная на предприятии еще до кризиса. Мы выделили в системе продаж отдельное подразделение, которое сопровождает крупные проекты и оказывает консультационную поддержку продаж. Теперь менеджеры могут больше времени уделить личному общению с клиентами и непосредственно продажам».

Источник: Пресс-служба Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года».



Предыдущая новость
14.07.11 В Беларуси разрабатывается новая концепция жилищной политики

Следующая новость
15.07.11 Июльский номер журнала «Мастерская. Строим дом»



Смотри также: Все новости >>
Подписаться на рассылку новостей портала >>

Рейтинг@Mail.ru

наверх