Новости строительства

Комментарий недели. Нужно ли продолжать программы льготного строительства жилья

07.05.2012 г.

Почему Беларусь продолжает льготное строительство жилья? Как финансирование таких программ влияет на ситуацию с инфляцией? На эти и другие вопросы читателя tut.by в рамках совместного проекта нашего портала, Исследовательского центра ИПМ и Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) отвечает эксперт BEROC Анастасия Лузгина.

Вопрос от пользователя amyl: А меня вот интересует тема вливания денег в льготное строительство. Есть данные: динамика роста населения отрицательная, но жилье вводится и вводится. Но бездомных же вроде нет на улицах?

На то, чтобы обеспечить строительство и ввод этих неимоверных миллионов квадратных метров льготного жилья, государство вынуждает финансовые институты спонсировать стройку за счет населения. Т.е. за счет и нуждающихся, и не нуждающихся - платить деньги строителям и заводам, которые производят соответствующие материалы, и другим участникам отрасли. Ведь объемы льготных денег, которые уже не вернутся такими, какими были, уже сегодня ошеломляющи.

Вопрос: как влияют все эти напечатанные и брошенные на обеспечение льготной стройки деньги на инфляцию, и насколько будет ущемлен интерес строительной отрасли (вместе с производством и логистикой), если строить начнут только те, кто реально может заплатить либо взять в банке кредиты не по льготным, а по реальным ставкам?

Давайте начнем с вопроса об обеспеченности жильем. К счастью, в Беларуси ситуация в этой сфере действительно неплохая, даже лучше, чем в других странах СНГ. Так, по данным на начало 2010 года, в Беларуси на одного человека приходилось примерно 23,6 кв. м жилья, в то время как в России в этот период данный показатель составлял 22,4 кв. м, а в Украине – 23,3 кв.м. В то же время до европейских стандартов обеспеченности жильем нам пока далеко. В Германии, по данным 2002 года, на одного жителя приходилось 40 кв. м жилья, а в Норвегии, по данным 2006 года, - 74 кв. м, то есть втрое больше, чем в Беларуси.

Кроме того, по европейским стандартам перенаселенным считается жилье, если на одну комнату приходится более одного человека. Поэтому в странах Западной Европы преобладают жилые помещения с количеством комнат три и более. В Беларуси же, как и в ряде стран СНГ, большинство семей имеют одно- и двухкомнатные квартиры. Так что достичь стандарта одна комната на одного человека удается далеко не всегда. Поэтому мы можем утверждать, что обеспеченность населения жильем в Беларуси по-прежнему недостаточна.

Кризисные явления в экономике в прошлом году вынудили экономические власти страны пересмотреть подходы к финансированию многих госпрограмм, в том числе программ обеспечения льготным жильем. Были сокращены категории льготников и пересмотрены критерии нуждаемости. С июня 2011 года Национальный банк полностью прекратил эмиссионное кредитование государственных программ, в том числе и программы жилищного строительства. Это заметно повлияло на объемы строительства.

Напомню, что до 2011 года объемы жилищного строительства постоянно возрастали. Если в 2005 году было возведено 3,8 млн кв м. жилья, то в 2010 году – почти вдвое больше, 6,6 млн кв м. При этом значительная часть возводимого жилья строилась для тех, кто нуждался в улучшении жилищных условий. Сегодня объемы строительства заметно сокращаются. В 2012 году планируется построить 4,2 млн кв. м жилого фонда, что на 44% меньше уровня предыдущего года. При этом для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будет возведено всего 2,3 млн кв м. Таким образом, если в предыдущие годы доля ввода жилья для нуждающихся превышала 80%, то в первом квартале 2012 года она снизилась до 62,5% от общего количества введенного жилья. Другими словами, при сохранении льготных программ происходит постепенное увеличение доли жилья, приобретенного без государственной поддержки. Следует также отметить, что далеко не все льготники могут получить кредиты по минимальным ставкам, некоторым из них приходится платить половину ставки рефинансирования (на сегодняшний день это 18%). Как правило, для поддержки льготников государство компенсирует банкам разницу между рыночными и льготными ставками на кредиты и не вкладывает деньги непосредственно в строительство.

Из всего вышесказанного следует, что в обозримом будущем жилищное строительство не будет являться источником развертывания инфляционной спирали.

Полный отказ от льготного жилья вряд ли возможен в ближайшей перспективе. Несомненно, покупательная способность доходов населения сегодня гораздо выше, чем 20 лет назад, и возможностей для строительства без государственной поддержки становится больше. Однако в Беларуси по-прежнему остается немало людей, которые действительно нуждаются – к примеру, сироты и многодетные семьи. Для полного отказа от строительства жилья для тех, кому необходимо улучшить жилищные условия, потребуется создать иные способы обеспечения жильем, такие как развитие ипотеки, строительство арендных домов, создание полноценного рынка арендного жилья.

Источник: TUT.BY



Предыдущая новость
07.05.12 Анонс свежего номера журнала «Загородный дом»

Следующая новость
10.05.12 Калинин: Три строительных холдинга должны быть созданы в Беларуси в первом полугодии



Смотри также: Все новости >>
Подписаться на рассылку новостей портала >>

Рейтинг@Mail.ru

наверх